ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №
5
Тема : Анализ
штрихкодов, проверка их подлинности.
Цель работы. Изучить
структуру различных видов штрихкодов, проверить подлинность двух штрихкодов,
рассчитать контрольную цифру в третьем штрихкоде.
Порядок выполнения работы.
1 Получить у преподавателя вариант задания на выполнение
практической работы.
2. Проанализировать заданные
штрихкоды и полученные сведения занести в табл. Информация о заданных
штрихкодах, в ту строку, которой соответствуют заданные штрихкоды (по видам).
3. Проверить подлинность
первого и третьего штрихкодов по контрольному разряду.
4. Рассчитать контрольную цифру второго штрихкода.
5.
На основании выполненных пунктов 3, 4 и анализа всех штрих-кодов написать
выводы с обоснованием о их подлинности.
Информация о заданных штрихкодах
Вид штрих-кода
|
Полный штрихкод
|
Цифровой код
|
|||
страны
|
изготовителя
|
товара
|
контрольного разряда
|
||
EAN-8
|
|||||
EAN-13
|
|||||
UPC-10
|
|||||
UPC-12
|
|||||
UPC-14
|
Выводы:
первый штрихкод -
второй штрихкод имеет
контрольный разряд, равный
третий штрихкод -
Содержание отчета.
1. Наименование и
цель работы.
2. Таблица «Информация
о заданных штрихкодах».
3. Выводы с
обоснованием по всем трем штрихкодам.
4. Ответы на
контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
- Каково назначение товарного штрих кода?
- Какая информация содержится в товарном штрих коде?
- Какую информацию получает рядовой потребитель из товарного штрих кода?
- Назовите известные виды товарных штрих кодов.
- Сколько рядов содержит товарный штрих код EAN-13?
- Какой ряд в товарном штрих коде предназначен для покупателя?
- Какой ряд в товарном штрих коде предназначен для сканера?
- Что в штрих кодах стандартизовано?
- Можно ли отнести штриховое кодирование к разновидности информационных технологий?
- В чем заключается суть проверки подлинности штрих кода EAN-13?
- По какой структуре построен товарный штрих код EAN-13?
- Скольким штрихам и пробелам соответствует один разряд в товарном штрих коде?
- По какой структуре построен товарный штрих код EAN-8?
- Какой национальный орган России выдает производителю лицензию на товарные штрих коды с правом маркировать свою продукцию?
- Какие виды штрих кодов широко используются на производимых в России товарах?
В приложении 3 приведены варианты
заданий по практической работе.
Краткие теоретические сведения - Штриховое
кодирование информации.
Тенденцией нескольких последних десятилетий во многих странах, в
том числе и в России, является внедрение разновидности информационных
технологий, основанных на использовании штрихового кодирования (не только в
торговле, сфере услуг, но и в промышленном производстве для идентификации
печатных плат, сборочных узлов, изделий, упаковок, в почтовых и транспортных
ведомствах, банковской системе, клиниках и пр.) по передаче информации с
помощью носителя данных — символа штрихового кода.
Как известно, за рубежом уже длительное время товары массового
спроса снабжаются этикетками и ярлыками, на которые нанесен штрих код,
позволяющий однозначно идентифицировать товар и производителя. Места приема и
продажи товаров снабжены техническими средствами, которые обеспечивают
автоматическое считывание этих кодов и введение полученной информации в ЭВМ для
дальнейшей обработки, проведения кассовых расчетов.
Штриховым называется
код, состоящий из знаков набора параллельных чередующихся темных (штрих) и
светлых (пробел) полос различной ширины в соответствии с ГОСТ Р ИСО
МЭК16022-2008. Размеры полос стандартизованы. Самый узкий штрих принят за единицу.
Каждая цифра (разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов.
Технологии штрихового кодирования весьма эффективно применяют в
розничной торговле, что имеет большое значение для потребителей. Наличие штрих кода на товаре позволяет полностью автоматизировать процесс управления
движением товаров от момента их поступления в магазин до продажи покупателю.
Любые операции с каждой единицей товара учитываются в центральном компьютере
магазина, тем самым обеспечивается автоматический контроль динамики продажи
товара, изменение товарных запасов. Такая технология учета позволяет
автоматизировать бухгалтерскую деятельность, анализировать итоги работы по
структурным подразделениям, что заметно улучшает финансово-коммерческую
деятельность торгующей организации, и оперативно удовлетворять нужды
потребителей.
Информация в штриховом коде определяется соотношением ширины
штрихов и пробелов. Высота не несет информационную нагрузку и выбирается из
соображений легкости считывания — она должна обеспечить пересечение лучом
сканера всех штрихов кода.
Штриховые
коды можно условно разделить на два типа:
•
товарные (имеют два ряда — штриховой и цифровой);
•
технологические (имеют один ряд — штриховой).
Товарные коды были созданы специально для
идентификации производимых товаров, учета их при транспортировке и управления
складскими и торговыми процессами.
Штриховой ряд в товарном коде предназначен для
оптического считывания путем поперечного сканирования. Сканер декодирует
штри-хи в цифры через декодер (микропроцессор) и вводит информацию о товаре в
компьютер.
Цифровой ряд предназначен потребителю, информация для
которого ограничена только указанием страны и возможностью проверки
подлинности штрих кода по контрольному разряду. Полный штриховой код позволяет
закупочным торговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и
адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не
соответствующим контракту договора.
Разработано
большое разнообразие товарных штрих кодов. К ним относятся код UPC, применяемый в США и
Канаде, и код EAN, созданный в Европе на
основе кода UPC и используемый практически
на всех континентах.
UPC (Uniform Product Code — универсальный код
продукции) был принят в 1973 г. в США, а в 1977 г. появилась Европейская
система кодирования EAN (European Article Numbering — Европейская
товарная нумерация). Названные системы кодирования успешно используются на
добровольной основе для кодирования товаров в торговле во всех регионах мира.
Код UPC бывает 10-, 12- и
14-разрядным. Штрих код, состоящий из 14 цифр и обведенный в жирную темную
рамку, предназначен для упаковки.
В
России и странах Евросоюза широко используют штрих коды 8-и 13-разрядные: EAN-8 и EAN-13.
Штрих коды EAN-8
применяют для товаров небольших размеров (сигареты, лекарства, косметика,
элементы питания и др.).
Наряду с этим используют код групповой упаковки IUF-14. Все остальные коды,
применяемые в прочих условиях, можно с некоторой условностью отнести к
технологическим. Условность заключается в том, что на товарах наряду с
идентифицирующим их товарным кодом может размещаться транспортная или
информационная этикетка, выполненная одним из технологических кодов.
Как
уже отмечалось ранее, в 1977 г. на основе Европейской (EAN International) и Северо-Американской (Uniform Code Council — UCC) ассоциаций товарной нумерации была
образована глобальная международная система товарных номеров EAN/UCC, которая объединяет национальные
организации более ста стран мира.
В России национальной организацией товарной нумерации является
Ассоциация автоматической идентификации (ААИ) ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. В настоящее время она
насчитывает около 10000 ведущих российских предприятий — членов Ассоциации. Все
они имеют уникальные идентификационные номера, которые начинаются с цифр 460.
Россия как
европейская страна использует штриховые коды стандарта EAN-13 и EAN-8. Эти
коды несут в себе четыре основные смысловые части. В таблице приведены
структуры штрих кодов EAN-8, EAN-13, UPC-10, UPC-12, UPC-14.
Структура штрих кода EAN-8
|
|||
Код
страны
|
Код
изготовителя
|
Код
товара
|
Контрольный
разряд
|
Три
цифры
|
Две
цифры
|
Две
цифры
|
Одна
цифра
|
Структура штрих кода EAN-13
|
|||
Код
страны
|
Код
изготовителя
|
Код
товара
|
Контрольный
разряд
|
Три
цифры
|
Шесть
цифр
|
Три
цифры
|
Одна
цифра
|
Структура штрих кода UPC-10
|
|||
Код
страны
|
Код
изготовителя
|
Код
товара
|
Контрольный
разряд
|
Три
цифры
|
Три
цифр
|
Три
цифры
|
Одна
цифра
|
Структура штрих кода UPC-12
|
|||
Код
страны
|
Код
изготовителя
|
Код
товара
|
Контрольный
разряд
|
Три
цифры
|
Пять
цифр
|
Три
цифры
|
Одна
цифра
|
Структура штрих кода UPC-14
|
|||
Код страны
|
Код изготовителя
|
Код товара
|
Контрольный разряд
|
Три цифры
|
Семь цифр
|
Три цифры
|
Одна цифра
|
В приложении 8 приведены префиксы стран мира. Европейская ассоциация
автоматической идентификации разработала и централизованно предоставляет
лицензию на их использование.
С 1 января 2001 г. штрих коды EAN-13 имеют структуру девять к трем (9/з)>
т.е. международный код предприятия соответствует девяти цифрам (разрядам), а
три цифры отведены коду товара на предприятии.
Первые
три цифры кодов EAN/UPC называются префиксом (флагом
страны) национальной организации. Его присваивает EAN International. Префиксы 460, 461, 462,
463 и так до 469 включительно присвоены ААИ ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, однако в настоящее время не
исчерпан префикс 460. В случае, если потребители обнаружат, что штрих код начинается с цифр 461, 462,469, то это означает, что такой код является
недействительным и его «уникальность» не подтверждается ни в российском, ни в
международном пространстве.
Код
предприятия-производителя составляется в каждой стране соответствующим
национальным органом. В России — это упоминавшаяся ранее ААИ ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Она представляет интересы
России в EAN International,
имеет право разрабатывать цифровые коды Российских предприятий в системе EAN и вносить их в свой банк
данных.
Для
полиграфической продукции в России применяют штрих коды: ISSN — для периодических изданий
(журналов, газет); ISBN —
для книг.
Следует отметить о
имеющем место заблуждении, что по первым трем цифрам штрих кода можно определить
страну — производителя товара, однако это не так, поскольку по префиксу можно
определить только, в какой национальной организации — члене EAN International
зарегистрировано предприятие.
Система
EAN/UCC, как уже отмечалось ранее, по своему
статусу является необязательной и добровольной. Предприятие имеет право
одновременно быть членом нескольких национальных организаций EAN. Например, одна из
американских компаний Intel,
экспортирующая процессоры в разные страны, вступила в национальные организации
— члены EAN International
стран-импортеров и для каждой страны изготавливает упаковку продукции со своим штрих кодом (например, для России с префиксом 460, для США — с префиксом
000—139 и т.д.). Таким образом, цифра 460 в начале штрих кода свидетельствует о
том, что данное предприятие является членом ААИ ЮНИСКАН EAN/РОССИЯ.
В
виду важности рассматриваемого вопроса остановимся подробнее на назначении
контрольного разряда.
Контроль штрих кода необходим для исключения ошибок при вводе в
компьютерные системы (особенно это касается кодов большой длины), а также для
проверки подлинности штрих кодов. Далее приведен алгоритм расчета контрольного
разряда.
Алгоритм расчета контрольной цифры. Этот алгоритм применим для штрих кодов EAN-8, EAN-13, UPC, ISBN, ISSN. При этом
используется один и тот же алгоритм вычислений по модулю 10.
Для расчета контрольной цифры следует пронумеровать все разряды
цифрового ряда справа налево, начиная с позиции контрольного разряда (первый).
Затем:
1) начиная со второго, сложить цифры всех четных разрядов;
2)
полученную сумму умножить на 3;
3)
начиная с третьего, сложить цифры всех нечетных разрядов;
4)
сложить результаты, полученные во втором и третьем пунктах;
5)
значение контрольного разряда является наименьшим числом, которое в сумме с
величиной, полученной в пункте 4 даст число, кратное 10.
Рассмотрим
пример вычисления контрольного разряда для следующего штрих кода:
13 12
11 10 9
8 7 6
5 4 3
2 1
4 2
7 6 2
2 1 3
5 7 4
6 9
1) 2+6+2+3+7+6 = 26;
2) 26-3 = 78;
3) 4 + 7 + 2+1+5 + 4
= 23;
4) 78 + 23 = 101;
5) 101 + 9 =
110.
При совпадении
контрольной цифры с добавляемой для кратности цифрой (9) — штрих код верен.
Маркировка продукции ЕАС
ОтветитьУдалить